Благодаря удорской мастерице Оксане Баклановой возрождается старинный художественный промысел | Ассоциация по развитию сельского туризма Республики Коми
Туры с онлайн-оплатой
Подробнее
Онлайн-оплата туров и гостевых домов
Благодаря удорской мастерице Оксане Баклановой возрождается старинный художественный промысел
1 ноября 2020

Благодаря удорской мастерице Оксане Баклановой возрождается старинный художественный промысел

Красные кони несутся над землей на тоненьких ножках-лучиках, под ногами у них небесные деревья, вокруг – вихри иных миров. Сотни красных небесных коней, тысячи сказочных птиц вышли из-под кисти удорской художницы и иконописца Оксаны Баклановой и в качестве сувениров разошлись не только по всей Коми, но и по России. На протяжении столетий эти неземные существа создавались нашими предками – удорчанами и поморами. Это письмо именуется «мезенской росписью» – по названию реки Мезень, соединяющей Удору и архангельскую землю…

masteriza1.jpg

Уже 16 лет Оксана Бакланова живет в удорской деревушке Сельыб. Тут нет сотовой связи и интернета, зато есть тишина и спокойствие, которое художница долго искала в разных уголках России.

– Я вообще городской человек и всю жизнь мечтала жить в спокойном месте. Когда в 1998 году приехала в Сельыб знакомиться с родителями мужа, увидела этот берег и поняла, что хочу остаться тут навсегда. Муж построил дом, и в 2003 году мы переехали сюда, – вспоминает Оксана.

Как раз в это время в районе стали восстанавливать церкви, приходы нуждались в образах. Тут и пригодилось Оксане образование художника росписи по дереву. Владыка Питирим благословил ее писать иконы для Удоры, ставшей Оксане второй родиной. Художница полностью написала иконостас в Кослане, в Усогорске, почти во всех удорских церквах есть ее образа. А сегодня они расходятся по всему миру: есть и в Греции, в Петербурге, Москве, по всей России.

Чтобы наглядно объяснить гостям и туристам, как в старину работал иконописец, Оксана Бакланова показывает модель его мастерской. В миниатюрном уголке есть даже микроскопические краски, которые мастера делали сами. Киноварь, охра, лазурит были «сырьем» для старинного письма.

– Сначала камни разбивают, потом растирают в гигантской ступе, потом смешивают с желтком и вином, – описывает Оксана старинную технологию. – Использовали 4-5 цветов. Охру для написания ликов, киноварь для фона. Краску делали и из растений, знали, как добыть тот или иной цвет. Черную получали из сажи, смешивали со смолой. Вот и в мезенской росписи основные цвета – черный и красный, самые древние краски. Охру делали из глины, смешивая с лиственничной смолой. Она еще называлась «таючая сера». Ее томили в печи, и она преобразовывалась в густую массу, которой расписывали прялки. Сажу брали из печки, также смешивая со смолой.

masteriza2.jpg

– Образа были золотофонные и живописные, – продолжает художница. – Для первых брали дерево, делали проклейку из рыбьего клея, потом наклеивали на доску тонкую редкую ткань. Письмо получалось многослойным: на дереве – поволока, белый слой левкаса и живописное письмо без золочения.

По этой старинной технологии мастерица воссоздала самый древний на Руси образ Смоленской иконы Божьей матери, восходящий к XIII веку. Он был привезен из Византии царевной Анной, когда она вышла замуж за черниговского князя Всеволода. Их сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, где она и получила свое название. Если писать по-старинному, нужно сусальное золото. Современными красками выходит дешевле.

Прошлым летом мастерица пыталась отыскать затерянную мастерскую старообрядцев на Вашке. Ходят легенды, что в Верхозерье существовала старинная старообрядческая мастерская, где работали каргопольские скрытники. Там они учились иконописи и возвращались в мир. Эти общины были закрытыми.

masteriza3.jpg

– В Важгорте мы зашли в амбар, где хранился фрагмент фронтона дома со львами, и когда я эту краску потрогала, поняла, что это натуральный пигмент, причем в большом количестве. Складывалось впечатление, что осталась краска, и ее пустили в дело. А значит, мастерская существовала. Я пишу современными – акрил, масло.

masteriza4.jpg

Благодаря развитию туризма на Удоре возродилась и мезенская роспись, которая очень полюбилась туристам. Издавна ею занимались не только в Архангельской области, но и в Коми, особенно с приходом старообрядцев.

– Поначалу она казалась мне примитивной, я не понимала ее, – говорит Оксана. – Когда стала вникать, изучать эту историю, поняла, насколько глубок смысл каждой детали. Красный – цвет жизни, черный – усиливает все цвета на контрасте, устанавливает границы. Тонкие ноги коня указывают на хрупкость бытия, по-другому – солнечные лучи. Птицы – зыбкость и свобода. И в этом вся мудрость народа.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и из архива О.Баклановой

Источник: Ежемесячный журнал о Республике Коми РЕГИОН ourreg.ru